детский сад
  • +7 (47372) 2-09-58
Семилуки, Крупской ул, 33

Районное методическое объединение воспитателей

Районное методическое объединение воспитателей Семилукского муниципального района на базе МКДОУ детского сада № 4 «Теремок»

общеразивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области.

 

Дата проведения: 27 марта 2015 года

Время проведения: 09.00 – 11.10 ч.

Тема: «Развитие творческого, познавательного мышления дошкольника через проектную деятельность в детском саду».

 

План.

 

1. Встреча гостей – с 9.00 – 9.15 ч. 

2. Презентация «Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого, познавательного мышления дошкольников»

Старший воспитатель Дмитриева Л.В.  с 9.15 - 9.30 

3. Представление проектов ДОУ в разных возрастных группах

Заведующая Семыкина И.И. с 9.30 – 9.40 

4. Фрагменты видеопрезентаций: с 9.40 – 10.10 ч.

а) краткосрочный проект по познавательному развитию «Птицы зимой» во II младшей группе «Лучик», воспитатель Мошкина Н.Г.;

б) краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Огород на окошке» во  II младшей группе, воспитатель Мошкина Н.Г.;

в) краткосрочный информационно-творческий проект «День защитника Отечества» (средний и старший дошкольный возраст), инструктор по физической культуре Афанасьева В.В. 

5. Заключительный этап долгосрочного информационно-творческого проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Семилуки. История моего города» (средний и старший дошкольный возраст) с 10.15 - 11.00 ч.

Воспитатели Литвишко М.Н., Ласкина М.В., инструктор по физической культуре Афанасьева В.В., музыкальный руководитель Пожидаева А.В. 

6. Подведение итогов, кофе-брейк  с 11.00

 

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 4 «Теремок» общеразвивающего вида

городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

 

Тема: «Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого, познавательного мышления дошкольников»

 

Сообщение -  презентация

Дмитриева Людмила Вячеславовна

                        Старший воспитатель 1 квалификационная категория

г. Семилуки

                                                                                                                 2015 г.

Слайд   2,3     Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

 Слайд    4      Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов  (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

   Метод проектов возник в США во 2 половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи.

 Слайд   5  Условиями успешности обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются:

* проблематизация учебного материала;

* познавательная активность ребенка;

* организация обучения с жизненным опытом ребенка;

* организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Слайд    6    Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Слайд    7   Метод проектов дает возможность развития наблюдения и  анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Слайд    8    В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам: по продолжительности проекты бывают  краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).

По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)

По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов

Слайд    9    В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов

  1. Исследовательско–творческие. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
  2. Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
  3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
  4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)

Слайд   10    В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему работать над проектами  в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

Темой проектов могут стать любая образовательная область. Но если тема возникла по   инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

   В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.

Слайд  11   1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.

Слайд  12     2.  Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

- с какими предметами научиться работать.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей

Слайд 13     Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Слайд  14 Подведение итогов: публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Слайд  15    К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных  результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.), ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.

Слайд   16-18  Начиная с 2012 года, метод проектов успешно применяется в нашем детском саду.

Слайды 19-20 В 2012 году успешно проведен исследовательско-творческий среднесрочный проект «Волшебный мир цветов» - фотографии

 Слайды 21-22    В 2013 году среднесрочный исследовательско-творческий проект «Птица – символ весны и счастья» - фотографии

 Слайд  23    В 2014 году краткосрочный творческий проект «Моя любимая игрушка» - фотографии 

Слайд     24      Литература.

1. Н.А. Кочкина. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

2. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012

3. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М.,2010

4. Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до Я. 2006, №2

5. Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008 

Слайд 25

 

 

eb63701d1802b89a8c23e310d03a.jpg

df63f7f6995a2782371517e4f76a.jpg